Сиреневая школа (интервью Ольги Гиль для журнала «Бизнес со смыслом»)

23 октября 2018

Это название определило атмосферу поддержки и качества услуг в компании. Здесь детям и взрослым помогают развить языковые способности и не упустить другие таланты из виду. Ведь и у каждого преподавателя школы есть интересные увлечения: танцы и путешествия, чтение и личная эффективность, поделки и рисование, декор и выпечка. С Ольгой Гиль, директором школы «Друзья», говорим об изучении иностранных языков, о предпринимательстве, самоуправлении и перспективах «бирюзовых» компаний в России.

  •  «Друзья» — отличное название для школы. Это оно задало её концепцию?

Сначала появилась концепция, а потом родилось и название. У меня появилась идея создать место, где людям будет приятно находиться, чтобы язык можно было изучать в комфортной обстановке и дружеской атмосфере.
Наша школа возникла как противопоставление официальной системе, где нужно знать правила, чтобы не получать двойки, или обязательно учиться, чтобы сдать на сертификат. Я против системы ради системы, поэтому хотелось, чтобы это было обучение в удовольствие. И еще - чтобы людям было интересно. Например, мне просто интересны иностранные языки, поэтому в студенчестве, как только у меня появлялись деньги, я покупала учебники по английскому. И мне хотелось бы работать для тех, кому, как и мне, это нравится, и кому одновременно нужны и друзья, и общение.

  • Насколько развито предпринимательское сообщество в Томске? Если ли контакт с другими языковыми школами?

В Томске очень классная предпринимательская среда. Хотя, думаю, всегда встречаются и заучки, вроде меня, и те, кому важнее быстрый результат. Город небольшой, ты всех знаешь, можешь обсудить общие проблемы, предложить сотрудничество. И с конкурентами мы тоже очень хорошо общаемся.

  • Как преуспеть в небольшом городе, если твоя ниша не уникальна?

Да, хороший вопрос! В Томске на полмиллиона жителей около 50 языковых школ, примерно 25 из них – крупные. Это довольно большая конкуренция, справляться с которой сложно. Изначально я думала: конкуренция? Ничего страшного, мы просто будем выделяться. Но сделать это очень непросто. Как быть в этом случае? Во-первых, мы развиваем качество (проводим обучающие семинары, ходим на конференции для преподавателей), во-вторых, конечно, пробуем новые идеи, а в-третьих, получаем удовольствие от работы!

  • В чем особые фишки «Друзей»?

Одной из наших идей было регулярно проводить бесплатные мероприятия – для привлечения людей и удержания клиентов. Сначала мы планировали делать как можно больше таких мероприятий, но в итоге пришли к оптимальному формату – каждую субботу в 16:00 у нас какая-то движуха. Так удобно нашим студентам и тем, кто хочет с нами познакомиться. Это одновременно позволяет поддерживать атмосферу сообщества, общения и дружбы. В «Друзьях» есть и разговорные клубы, и киноклубы, как во многих школах. У нас, может, это лишь более регулярная история.

Кроме того, мы стараемся искать новые форматы. Например, этим летом мы с Юлей создали два курса – один по грамматике, другой по произношению в противовес обычным занятиям по учебнику. В планах у нас – новый курс лекций. Каждое лето мы стараемся приглашать носителей языка - американцев, новозеландцев и т.д. И среди наших студентов есть те, кто приходит к нам именно летом – на уроки к носителю, потому что это и практика, и новый опыт.

Ну и, конечно, сиреневый цвет, который я люблю, тоже стал нашей отличительной особенностью.

  • Расскажи о команде. Кто с тобой и почему? Можно ли назвать команду самоуправляемой?

Перед тем, как открыть «Друзей», я прочитала книгу Лалу «Открывая организации будущего». Очень вдохновилась этой идеей. Я видела, что многие люди, когда у них появляется довольно большой опыт, могут сами принимать различные решения. Не отказываюсь от этой идеи и сейчас, но вижу, что в начале пути очень сложно добиться «бирюзовости». Например, в каких-то вопросах у меня больше компетенций, чем у других, и я не могу сказать, что я все задачи отдала команде. Поэтому сейчас мы скорее «зеленая» организация - большая семья, у которой есть глава. К тому же для самоуправления важна осознанность. А у большинства людей она отсутствует, и нужно ее долго воспитывать. Это отличная идея, но она требует очень большой работы над собой.

Там же у Лалу описывается, как люди проходят тренинги по ненасильственному общению. Учатся открытости и уязвимости. Сейчас я не могу предложить команде поделиться самым сокровенным. На это нужно время, должен сформироваться костяк из людей, которые готовы к подобному формату. Но я верю, что это будет. К сожалению, в России тема еще слабо изучена и мало используется. Но вот как раз сегодня мне пришло предложение провести в Томске тренинг по ненасильственному общению. Почему бы нет?

Если говорить о команде, мы открывали школу вместе с Юлей и Женей, которые сейчас работают со мной в статусе менеджеров. Юля – методист и HR. Она занимается развитием, обучением преподавателей, а еще – организацией внутренних мероприятий. Женины роли - маркетинг и администрирование. А еще она подхватывает задачи, которые провисают у меня.

Весь штат – это мы втроем, 9 преподавателей и 3 администратора.

Мы предлагаем обучение 6 иностранным языкам. Многие наши преподаватели преподают сразу несколько языков – французский, итальянский и английский, китайский и английский, есть те, кто обучает испанскому, немецкому. И у меня в планах - развивать эти направления. Потому что школ английского языка в Томске очень много, а вот таких, которые могут предложить качественное обучение множеству иностранных языков, – единицы. Это также одна из возможностей выделиться на общем фоне.

  • Чем вызван интерес людей к «экзотическим» языкам?

Возможно, число иностранных языков, которые стоит изучать, увеличилось за счет глобализации. Монополия английского языка сохраняется, но в последнее время итальянский, испанский, китайский действительно пользуются большим спросом. Усиливает позиции немецкий. В Сибири, кроме того, сейчас представлено много китайских компаний, поэтому нужны специалисты со знанием языка. Могу сказать, что в детстве его учить гораздо проще.

  • Как подбираешь преподавателей?

Ну как… Мы спрашиваем, какой у них любимый цвет и любят ли они кофе. Если любят кофе и сиреневый цвет – обязательно берем (смеется).

В целом мы используем старые наработки подбора: резюме, два собеседования, пробное занятие… Но сейчас я смотрю в том числе на то, какой человек, на его отношение к иностранному языку. Что это для него - способ заработать или неподдельный интерес? Мы можем взять преподавателя и с уровнем владения B2, но зато с сильной мотивацией к общению с людьми, к участию в наших мероприятиях.

  • Почему многие не могут годами выучить языки? С чего начать обучение взрослому человеку?

Для начала нужно ответить себе на вопрос: зачем мне учить иностранный язык? Лично я учила английский, потому что люблю читать, потому что мне интересно общаться – и для меня чем-то невероятным была возможность поговорить с иностранцем. Чаще всего люди, которые к нам приходят, тоже хотят общаться и у них есть интерес к иностранным языкам.

Поняв, зачем вам учить язык, исходите из того, что вам нравится: читайте книги, смотрите фильмы или конференции TED. Может, у вас есть любимый иностранный актер и вы хотите посмотреть фильм с ним в оригинале? Берите и смотрите! Можно использовать известный лайфхак и перевести клавиатуру гаджетов на иностранный язык, который вы хотите выучить.

Изучая языки самостоятельно, обязательно замечайте свои достижения. Они так лучше закрепляются. Услышал в песне или в интервью слово, которое недавно выучил, - порадуйся! Смог поговорить с иностранцем - станцуй! Надо радоваться малому прогрессу, за ним придет и большой. Правда, при этом важно заниматься регулярно и длительно. Хотя бы раз в неделю, но полгода, как минимум.

  • А когда ребенку лучше начинать учить иностранный язык?

Сложный вопрос! Когда я стала наблюдать, как сейчас растут и развиваются дети, у меня появилось предположение, что, чем раньше помочь ребенку встретиться с иностранным языком, тем скорее он втянется. Сейчас в школах изучать английский начинают с 8 лет, и, если ребенок раньше ничего не знал о других странах и языках, ему будет очень сложно. В современной школе и так, к сожалению, частично убивается детская любознательность, поэтому с иностранными языками детей лучше знакомить в 2-3 года, например, как в нашей школе, ну или хотя бы в 4-5 лет, в дошкольном возрасте, когда еще есть интерес ко всему новому. Можно использовать игру, смотреть мультфильмы на иностранном языке.

Детям чаще всего легче учить иностранные языки, чем взрослым. Не скажу, конечно, за всех взрослых: у нас есть несколько студентов, изучающих одновременно несколько языков, и довольно успешно. А одна моя студентка в 36 лет за полгода выучила чешский и уехала работать врачом в Чехию. Все дело в мотивации.

  • Родители могут помочь ребенку учить иностранный язык, не владея им сами?

Все идет из семьи! Родители могут как минимум не убивать интерес ребенка, попросить рассказать, что нового он узнал о языке, предложить разбираться в нем вместе. Важно проявить любопытство самому. А бывает так, что уже взрослый ребенок решает поступать на физический факультет или обожает биологию, а мама отправляет его на курсы английского. Зачем? Пусть сейчас он хорошо сдаст ЕГЭ по биологии, а английский выучит тогда, когда он ему понадобится. Не нужно мучить детей – все в жизни надо делать с удовольствием, в том числе и учить иностранный язык!

  • Какие книги рекомендуешь прочитать?

Всегда всем рекомендую книгу Джона Медины «Правила мозга». Там в одном месте содержатся основные правила для жизни. Эта книга о том, как люди обучаются. Она подходит как для взрослых, так и для детей.

  • Какой бы ты хотела видеть Россию лет через 10?

Я за глобализацию! Считаю, это здорово, когда ты можешь прыгнуть в самолет и через несколько часов оказаться в другой стране. Поэтому хочу, чтобы через 10 лет все было так же и даже лучше, чтобы у всех была возможность не только учить иностранные языки, но и применять их. А еще я за мир во всем мире, за общение и сотрудничество людей.

Пусть через 10 лет Россия будет страной, где мы все сможем общаться, развиваться, смотреть в одном направлении и реализовывать все свои идеи. Ведь все эти мысли про «бирюзовые» организации, про ненасильственное общение появились и стали распространяться неспроста.