Кому уже поздно учить иностранные языки?

1 февраля 2017

Как часто мы, преподаватели иностранных языков, слышим от людей слова "Мне, наверное, уже поздно?". Причем это не зависит от возраста, даже про маленьких детей иногда спрашивают: а ему еще не поздно начинать? 

В общем-то, это хороший вопрос. Я на примере самой себя знаю, что в школе мне было проще одновременно изучать два-три языка. И немецкий, которым я не занималась с окончания школы, у меня в памяти всё равно очень хорошо сохранился. Также я помню очень много испанских слов и могу частично понимать испанскую речь, хотя учила испанский в школе два или три года, и с тех пор больше никогда. 
В университетские годы я учила новый язык - французский, но выучила я его позже, уже после окончания университета. Несколько лет назад я начинала учить японский, и тоже не сказать, чтобы было сложно, меня иероглифы напугали)) И я хочу всё равно продолжить.

Своим жизнеописанием я хочу сказать, что возраст при освоении языка, конечно же, играет свою роль, но не является препятствием. В каждом возрасте есть свои достоинства и недостатки в усвоении другого языка.

Например, считается, что наилучший способ стать билингвом - это начать учить язык в дошкольном возрасте. Память у детишек несомненно очень хорошая, и они не переживают насчет ошибок. Но они и не учат язык весь полностью, они учат фразы, песенки, слова. Что же тогда делаем мы на наших курсах для детей? Да именно это, плюс прививаем им любовь к другому языку. Чтобы стать билингвом естественным способом, нужно жить в другой стране или иметь одного родителя-иностранца. 

В школе память детей всё еще не замутнена и имеет огромные возможности. Однако в школьном возрасте детям еще сложно воспринимать язык как систему, дети механически запоминают правила. Это тоже неплохо, потому что знания сохраняются надолго (ведь все же в детстве вызубрили таблицу умножения и всю жизнь ею пользуются). Механическое запоминание не способствует глубокому пониманию, которое, по моему мнению, доступно взрослым. 

Во взрослом состоянии человек может анализировать, создавать логические цепочки, ассоциативные ряды, систематизировать имеющиеся знания. Кроме того, мы можем осознанно воспринимать новые знания и можем сами себя мотивировать, поэтому если захотим, то можем выучить иностранный язык довольно быстро. С другой стороны, взрослому человеку сложнее быстро запоминать новые слова, потому что наша память перегружена работой, семьей, проблемами. Однако практика показывает, что уже после месяца занятий запоминать становится легче, ведь память – это мышца, которую можно и нужно тренировать. 

Поэтому если вы все еще думаете, что вам «поздно» начинать учить новый язык или попытаться до конца разобраться в английском, не сомневайтесь – сейчас самое время!